РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

В ритмической структуре слова (своего рода ритмический каркас лексемы) правильное распределение мускульных усилий направлено прежде всего на воспроизведение гласных слова без учета реальной консонантной структуры. Тогда ритмическая структура фиксируется в виде ритмической модели ТАта, таТА, таТАта и т.п., т.е. указывается количество гласных и место ударения.
В то же самое время учитывается и консонантная структура слова. Например, в структуре "Согласный - Гласный - согласный - гласный " наиболее полно и последовательно реализуется ритмическая модель ТАта, а в структуре "согласный - гласный - Согласный - Гласный" - модель таТА и т.д. Различные же типы сочетаний согласных осложняют реализацию соответствующей модели, т. е. консонантная структура "Согласный - Согласный - Гласный - согласный - гласный" менее благоприятна для реализации ритмической модели ТАта, чем структура "Согласный - Гласный - согласный - гласный" и т.д.

Усвоение ритмических структур слов способствует:

  1. приобретению нормативного механизма порождения речи на изучаемом языке;
  2. становлению точного механизма восприятия речи на данном языке;
  3. установлению правильных и прочных семантических связей между словами.


При описании типов ритмических структур необходимо также учитывать фонетические характеристики сегментных единиц, входящих в ее состав, в частности, их фонетическую однородность.

Ритмические модели

Остальные модели малочастотны.