Исходное правило В спокойной, неэмоциональной русской речи при отсутствии намерения особо выделить, подчеркнуть какое-нибудь слово синтагмы характеризуются усилением последнего словесного ударения: резать яблоко, разъезжать по разным городам, говорить стихотворение наизусть, ехать в город кружными путями при самых неблагоприятных обстоятельствах и т.д.
То же самое наблюдается в синтагмах, образованных именными словосочетаниями: громкий крик; беспосадочный перелет; театр оперы и балета; красное в веснушках лицо.
Этот же ритмический принцип проявляется (при отсутствии специального выделения) в односинтагменных предложениях (фразах) и в синтагмах, образованных простыми предложениями в составе сложных:
Светл'еет в"оздух, | видн'ей дор"ога, | ясн'еет н"ебо, | белеют т"учки, | зелен'еют пол"я. || В 'избах кр'асным огнем гор'ят луч"ины, || за вор'отами слышн'ы з'аспанные голос" а. (И.Тургенев).
Этот принцип объясняет также тот факт, что одиночное слово, отчлененное в отдельную синтагму, несет на себе более сильное ударение, чем то же слово в составе многословной синтагмы (если оно стоит не на последнем месте и если отсутствует особое выделение): Уст"алая, | м'ать нужд'алась в "отдыхе, но: Уст'алая м"ать / | нужд'алась в "отдыхе.