<< ИК-2 << Перечень ИК << ИНТОНАЦИОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ << ИНТОНАЦИЯ

Упражнение 1. Слушайте и повторяйте.

Кто это?Зачем это? Куда ты?
Что это? Какой билет? Для чего всё это?
Кто звонил? С кем он был? Из-за чего?
Где он? Откуда ты? Отчего?
Сколько? Почему сказал? Для кого?

Упражнение 2. Прослушайте и прочитайте предложения с соответствующей интонацией.

Где книга? Где тетрадь? Где доска? Где студенты? Где стол? Где стул? Где портфель? Где сумка? Где ручка? Что это? Кто это? Зачем это? Для чего это? Откуда? Откуда он? Откуда она? Откуда Иван? Откуда поезд? Откуда самолет? Откуда приехал? Куда пойти? Куда уехал? Почему сказал? Почему поехал? Почему нельзя? Какой сеанс? Какая книга? Какой экзамен? Какой фильм? Какой спектакль? Какая улица? Какой телефон? Для кого письмо? От кого письмо? Кому письмо?

Упражнение 3. Прослушайте, повторите, сопоставьте движение тона в следующих предложениях.

Когда2 вы получили письмо? Почему2 он опоздал?
Когда вы2 получили письмо? Почему о2н опоздал?
Когда вы получили письмо2? Почему он опозда2л?
Ско2лько времени прошло с тех пор?
Сколько вре2мени прошло с тех пор?
Сколько времени прошло с тех по2р?

Упражнение 4. Слушайте, читайте, выделяя интонационные центры.

Где до сих пор Ирина? Почему она так давно не звонит? Сколько дней? Куда она уехала? В чём причина отъезда? Когда ты вчера её видел? Почему не пригласил? С кем она была? Где он работает? В каком университете? На каком факультете? Как его имя? От кого ты узнал это?

Упражнение 5. Прочитайте предложения. Определите место центров ИК-2 в соответствии с пояснениями в скобках.

Вы приехали сегодня (а не ваш брат).
Вы приехали сегодня (а не приплыли на корабле).
Вы приехали сегодня (а не вчера).

Мне подарили эту книгу (а не Анне).
Мне подарили эту книгу (а не продали).
Мне подарили эту книгу (а не другую).
Мне подарили эту книгу (а не альбом).

Вы принесли книгу (а не кто-либо другой).
Вы принесли книгу (а нужно было принести тетрадь).

Она завтра полетит (а не в другой день).
Она завтра полетит (а не кто-то другой).
Она завтра полетит (а не полетит).

Упражнение 6. Прослушайте, сопоставьте предложения по интонации. Повторите.

Это до2м. Это до1м. Это кни2га. Это кни1га. Ива2н приехал. Ива1н приехал. Вот та2к надо. Вот та1к надо. Он принёс кни2гу. Он принёс кни1гу.
Закройте дверь! Закройте две2рь.
Скорее! Скоре1е. Сюда! Сюда1. Спасибо! Спаси1бо. До свиданья! До свида1нья. Скажите, пожалуйста. Пожа1луйста. Будьте любезны. Вы любе1зны. Извините. Извини1те.

Упражнение 7. Прослушайте и повторите предложения с ИК-2а.

Друзья! Какая встреча! Сюрприз какой!
Марина! Здравствуй! Вот радость! Посмотрите!
Ну, скорее же! Мы опаздываем! Осторожно!
Проходите по одному! Здесь сколько!
Олег Петрович! Какими судьбами!
Вы тоже приехали! Как хорошо!

Упражнение 8. Задавайте вопросы и отвечайте. Определите типы интонации.

Кто это? - Это мой друг.
Откуда он? - Он из Германии.
Как его имя? - Его зовут Курт.
Сколько ему лет? -Двадцать.
На каком он факультете? - На историческом.
Где он живёт? - В общежитии.
На какой улице? - На Сиреневой улице.

Упражнение 9. Повторяйте, следите за интонацией.

Простите, | как доехать до це2нтра? Будьте любезны, | попросите к телефону Игоря. Входите, пожалуйста. Познакомьтесь. Это мой му1ж. Садитесь. Как поживаете? Как здоровье? Скажите, пожалуйста, | где здесь магази2н? Скажите, пожалуйста, | где можно купить хле2б? Ско2лько? Ско2лько платить? Ско2лько платить за мясо? Отку2да? Отку2да вы? Отку2да письмо? Како2й? Како2й экзамен? Когда2? Когда2 экзамен? Каки2е планы? Каки2е планы на лето? Где2? Где2 вы устроились? Желаю удачи! Спасибо, | до свидания! Всего доброго!

Упражнение 10. Прочитайте диалог в лицах.

- Алло! Будьте любезны, попросите Александра.
- Простите, кто это говорит?
- Это Даниеле, его друг из Италии.
- Его нет дома.
- Когда он будет?
- Думаю, что скоро. Что передать?
- Ничего, спасибо, я позвоню в шесть часов.
- Хорошо.
- До свидания, извините.
- Всего хорошего.

Упражнение 11. Прочитайте диалог, следите за интонацией.

- Доброе утро!
- Здравствуй!
- Когда у тебя экзамены?
- Я завтра сдаю первый.
- Какой?
- Русский язык.
- Какие планы на лето?
- В августе поеду с братом на остров Крит.
- Желаю удачи!
- Спасибо, до свидания!

Упражнение 12. Прочитайте в лицах текст. Сделайте его интонационную разметку.

- Здравствуйте. Меня зовут Андрей.
- Откуда вы приехали?
- Из Сочи, самолётом.
- Сколько времени вы были в пути?
- Два с половиной часа.
- Как вы себя чувствуете?
- Спасибо, хорошо.
- Где вы устроились?
- В общежитии университета.
- Это хорошо. Желаю удачи!
- До свидания!
- Всего доброго!

Упражнение 13. Прочитайте диалог в лицах, следите за интонацией.

- Кто там? Войдите!
- Здравствуй, Алла!
- А, Мария! Здравствуй! Проходи, садись! Как дела?
- Спасибо, всё в порядке. У меня к тебе просьба.
- Пожалуйста.
- Дай мне до завтра учебник по русской литературе. У нас семинар, а я оставила книгу у Ольги.
- Бери, вот она.
- Спасибо, завтра увидимся в университете.
- До завтра!
- До встречи!