<< Грамматическая (синтаксическая) функция << МЕЛОДИКА << ИНТОНАЦИЯ

Мелодический рисунок побудительных предложений в общих чертах сходен с рисунком повествовательного, однако они отличаются, во-первых, грамматической структурой и, во-вторых, имеют характерные для них мелодические и тембровые свойства.

С позиции синтаксиса побудительные предложения можно разделить в основном на четыре категории:

Мелодические схемы повествовательного предложения а) и побудительного б):
а) Принесла книгу. б) Принеси, книгу!

Мелодика побудительного предложения имеет определенные особенности:

  1. Начало побудительного предложения произносится несколько выше, чем повествовательного.
  2. Высота тона последнего ударного гласного во фразе значительно ниже в побудительном предложении, чем в повествовательном.
  3. Интервал в высоте тона между самым высоким и следующим за ним низким в повествовательном предложении меньше, чем в побудительном.

Такой рисунок наблюдается во всех трех первых типах побудительного предложения. Что же касается четвертого типа (неполных предложений без сказуемого), например: Книгу!, Тетрадь! и т. п., то он резко отличается от повествовательного:

Мелодические схемы неполных (без сказуемого) предложений - повествовательного и побудительного: а) Книга, б) Книгу!

Следовательно, мелодика побудительных предложений всегда имеет место, но степень ее может в известных пределах колебаться, однако, не исчезая полностью.
Что касается логического ударения, то оно может присутствовать также и в побудительных предложениях. Например, можно сказать "Зажги свечу!" как побудительное предложение с обычной схемой мелодики, но можно и логически выделить слово зажги, тогда оно будет отличаться более высоким тоном и (особенно) большей интенсивностью. То же самое и со словом свечу: в случае его логического выделения оно несколько понизится по тону на ударном слоге (как последнее слово во фразе), но этот слог будет более интенсивным.
Мелодика побудительных предложений особенно тесно связана с различного рода эмоциями, но это уже входит в ее эмоциональную функцию.