<< Восклицательные предложения << Грамматическая (синтаксическая) функция << МЕЛОДИКА << ИНТОНАЦИЯ

Первая группа, в которой восклицание выражено каким-либо восклицательным словом - местоимением (какой, такой), наречием (как и др.), например: Какой он славный! Как хороши эти цветы! и т. д. Кроме них, употребляются и междометия ах, ох, о и т. д., которые с ними объединяются, например: Ах, какой дивный камень!, Ох, как я устала! и т. д. В этом же значении междометий употребляются слова, утратившие свой первоначальный смысл и перешедшие (или переходящие) в категорию междометий: батюшки, господи, бог (ты) мой! Например, во фразах: Ой, батюшки, я зонтик забыла! Бог (ты) мой, какой огромный вырос! (О) господи, ведь я же вам об этом много раз говорила! и т. д.

Мелодические схемы восклицательных предложений (первого типа):
а) Ой, мне больно!; б) Ах, какой славный!

В мелодическом отношении восклицание выражается несколько по-разному в зависимости от того, имеется ли во фразе одно только междометие или оно соединяется еще и с восклицательным словом.
В первом случае междометие произносится:

  1. на очень высоком тоне (сравнительно с остальными);
  2. с очень сильной интенсивностью;
  3. после него всегда возможна, хотя и необязательна, пауза, например: Ах, я очень рада! Ой, мне больно! и т. д.
Индивидуально возможен и более высокий тон на слове больно, но это относится к вариантам мелодики с учетом логически выделяемого слова. Во втором случае, если имеется сложное восклицание (т.е. междометие и восклицательное слово), то здесь возможны два варианта:
  1. Междометие сохраняет свои мелодические качества, выделяясь в особую синтагму, а восклицательное местоимение или наречие присоединяется к последующим словам и составляет с ним вторую синтагму: Ах, \ какой славный! Ох, \ как интересно! и т. д.
  2. Но может быть и другой вариант, когда междометие не будет выделяться в отдельную синтагму, а сольется со всем остальным в одно целое; Ах, какой славный! В этом случае во фразе сохраняется три словесных ударения, а последнее из них еще значительно повысится по тону.

    Мелодические схемы восклицательных предложений (второго типа):
    а) повествовательное - Ты. не опоздал. ; б) восклицательное - Ты не опоздал!

Возможен и третий вариант: если логически выделить восклицательное слово, тогда мелодический пик (т.е. самый высокий тон) будет на нем: Ах, какой славный! .