Побудительные предложения и вопросительные с вопросительным и словами (так называемые "специальные вопросы") выступают обычно в форме одночленных фраз (согласно Е.А. Брызгуновой, данные интонации относятся к разряду ИК-2):
Пиш"ите. \
Уйд"и, Миша, отс'юда. \
Сд'елайте 'это как сл"едует. \
Возьм'ите з'"онтик па всякий случай. \
Куд'а он у"ехал? || Он у'екал в Москв"у. \
Гд'е К"оля? \ || 'Он д"ома. \
Чт'о ты шь"ешь, Маша? \
Когд'а Петр Иванович ж"ил здесь? \
Почем'у вынехот'ите "ехать? \ || По'едемте вдво"ем. \ Весел"ее будет. \
Как показывают примеры, интонация побудительных и специально-вопросительных предложений, при отсутствии эмоционально-экспрессивного подтекста, особых подчеркиваний и т. п., в общем не отличается от интонации простых утверждений.
Побудительные предложения, осложненные экспрессией категорического волеизъявления, повеления, команды и т. п., характеризуются расширением высотного диапазона предложения и усилением ударений, особенно ударения на члене предложения, являющемся смысловым центром приказания. Этот член предложения выделяется особо высоким падением тона в ударном слоге:Вст'"ать!
Сд"елайте это нем'"едленно!
М"иша, \ | выход'"и из воды! \ || Б'"удет тебе куп"аться! \
В таких случаях налицо эмфатическая (подчеркивающая) побудительно-восклицательная интонация, сохраняющая мелодию заключительного понижения, но с большим диапазоном изменений высоты тона и усилением общей напряженности звучания.
В вопросительном предложении особую роль играет вопросительное слово. Это вопросительное слово является обычно наиболее высоким по тону, наиболее напряженным и сильным по громкости. Следует отметить, что часто в таких вопросах основное ударение падает на слово, выделенное заключительным понижением тона. Таким словом может оказаться и вопросительное местоимение:Куд'"а он уш'ел? \ || 'Он ушел в л"ес. \ ||
Путем расширения общего высотного диапазона предложения в сочетании с расширением мелодических интервалов между ударными слогами создается эмфатическая вопросительная интонация, в которой вопросительное слово выделено интенсивным повышением тона и длительностью звучания, а слово, выражающее смысловой центр вопроса, подчеркнуто усилением динамического ударения и особым мелодическим изменением внутри ударного слога. Например:
Ч т" о же это так'"ое?! || Когд"а же этому кон'"ец?!