<< ВВЕДЕНИЕ << ИНТОНАЦИЯ

Т.М. Николаева отмечает, что интонология в настоящее время вполне развилась в самостоятельную область языкознания и многие лингвисты используют в своих работах данные специальных интонационных исследований. Однако, как пишет автор, при этом наблюдается "казус интонации": широко представленная интонологическая литература в текстах лингвистических работ практически не разбирается и отражается минимально. Среди главных причин такого положения дел указываются следующие:
1) изучение фразовой интонации и просодии вообще организовано как специализированная наука. Для других областей языкознания такого глубокого знания не требуется.
2) изучение фразовой интонации и просодии требует знакомства с экспериментальной техникой современных фонетических исследований.
3) собственно интонацией стали заниматься только с начала ХХ в., и за этот век стало видно, как стремительно расслаивается эта дисциплина.

Уследить за этим углубленному в иные занятия лингвисту довольно трудно. Сначала было одно понятие - тон, теперь же интонема - это определенным образом организованная совокупность "фигур" нескольких акустических параметров, их общий пучок. А в тоне, или мелодике, оказались важными более дробные показатели: не только направление тона, но и регистр, интервал, крутизна, таймирование тонального движения. Например, понятие тайминга в описание русской интонации было введено С. Оде: "Если посмотреть на конкретные реализации ИК-1 и ИК-2 в примерах, которые соответствуют описанию в таблице Е.А. Брызгуновой, то совершенно очевидно, что здесь различающим признаком между ИК-1 и ИК-2 является тайминг. Под этим признаком понимается следующее: тайминг - позиция в ударном слоге, где завершается движение тона, ближе к началу (рано) или ближе к концу (поздно) ударного гласного. ИК-1 имеет признак "ранний тайминг", а ИК-2 "поздний тайминг"" (Оде 1995: 204).